Считается, что подход снижения вреда берет свое начало в 1926 году, когда комиссия Великобритании по морфиновой и героиновой зависимости, возглавляемая сэром Хамфри Ролстоном, опубликовала свое заключение о том, что медицинское назначение героина и морфина может рассматриваться как легитимное медицинское лечение для тех, кто в связи с абстинентным синдромом не может получать лечение по стандартным процедурам, а так- же для тех, кто ведет плодотворную и вполне нормальную жизнь, пока получает небольшое, не прогрессирующее в дозировке количество вещества, от которого они зависят, но не могут вести нормальную жизнь, когда данное вещество им не предоставляется. 

 

Это решение национальной комиссии символизировало собой начало развития более гуманной и прагматичной политики по отношению к наркотикам. Именно поэтому награда за выдающиеся достижения в области снижения вреда, учрежденная в 1992 году Международной ассоциацией снижения вреда, была названа в честь Хамфри Ролстона. История движения снижения вреда берет свое начало в середине 80-х годов XX века и неразрывно связана с началом эпохи эпидемии ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в США, Западной Европе и других странах. Эпидемия ВИЧ поставила перед самими потребителями вопрос о том, как обезопасить себя и своих друзей, а перед медицинскими специалистами — о том, как им донести профилактическую информацию до потребителей наркотиков — группы, закрытой и недоступной из-за существующего сурового законодательства относительно наркотиков. Медицинским профессионалам было ясно, что если не принимать каких-либо экстренных профилактических мер, остановить стремительное развитие эпидемии среди потребителей инъекционных наркотиков будет невозможно. Опыт некоторых городов мира показал, что уже через год после того, как уровень инфицированности ВИЧ среди ПИН данного города достигал 10%, он мог возрасти до 50–60%. В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века в некоторых европейских странах начали появляться первые самоорганизации потреби- телей наркотиков... 

 

…Одной из самых известных подобных организаций была группа Junkiebond («Союз торчков») в Голландии. К 1981 году союзы в Роттердаме начали распространять шприцы. В 1984 году среди ПИН в Амстердаме и Роттердаме вспыхнула эпидемия гепатита В. Это было связано с тем, что аптекари отказались продавать наркоманам одноразовые шприцы. Тогда организация Junkiebond начала первую масштабную программу предоставления шприцев. Эти организации обращались в Департамент здравоохранения Нидерландов с петициями о необходимости распространения стерильного инъекционного оборудования среди по- требителей наркотиков. Так зародилась новая модель программ воздействия в области общественного здравоохранения — программы обмена шприцев. В Нидерландах и ряде других стран автономные самоорганизации потребителей наркотиков стали основой вовлечения потребителей наркотиков в профилактику СПИДа. Основной задачей самоорганизаций всегда являлось представление интересов потребителей наркотиков, по- этому политические проблемы играли важную роль в их работе. Политическая цель самоорганизаций — проведение политики в отношении потребления наркотиков, основанной на декриминализации и нормализации. Работа самоорганизаций потребителей наркотиков заставила власти признать их вклад в решение проблемы наркотиков и СПИДа; в результа- те некоторые виды деятельности таких организаций получили финансовое содействие от различных министерств и местных властей. В то же время программы снижения вреда начали бурно развиваться в Европе, Австралии и Канаде, где после проведения пилотных проектов и исследований по их эффективности они стали внедряться на общенацио- нальном уровне и приобрели характер государственной политики в области общественного здравоохранения. 

 

Сильный политический отпор программы снижения вреда встретили в Америке, так как США является идеологической родиной жесткой репрессивной политики по отношению к наркотикам, когда потребители наркотиков рассматриваются в уголовном, а не в социально-медицинском аспекте. Развитие программ снижения вреда в этой стране было очень слож- ным, многие из тех, кто начинал в Америке программы обмена шприцев, подвергались арестам и гонениям со стороны властей различных штатов. В конце 80-х годов прошлого века в связи с разрастающейся эпидемией ВИЧ/СПИДа в некоторых городах США была начата работа нелегальных программ обмена шприцев. В 1992 году Департамент здравоохранения....

 

…Тогда же штат Нью-Йорк опубликовал исключения из общего законодательства, официально подтвердившие легальный статус пяти программ обмена шприцев, осуществляемых общественными организациями в Нью-Йорке. К тому времени (конец 80-х годов) на Гавайях уже работал пункт обмена шприцев, а в начале 1990-х годов такие пункты начали работать в Такоме и Сан-Франциско. По мере открытия в США программ обмена игл, работающих нелегально и легально де факто, образовалась Сеть пунктов обмена шприцев Северной Америки. 

 

В настоящий момент ситуация в Соединенных Штатах кардинальным образом меняется. C 1992 по 1993 год Университет Калифорнии (Беркли) провел общенациональное исследование существующих программ обмена шприцев для Государственного центра по контролю над заболеваемостью (CDC) США. Цель этого исследования — оценка влияния данных программ на общественное здравоохранение. Это исследование показало, что программы обмена шприцев и снижения вреда от употребления наркотиков существенно снижают риск инфицирования ВИЧ среди потребителей наркотиков и являются эффективным инструментом профилактической работы. Одним из существенных выводов, сделанных в этом исследовании, был вывод о том, что программы обмена шприцев ни в коей мере не способствуют увеличению количества людей, употребляющих наркотики, а также тех, кто употребляет наркотики инъекционным путем. Напротив, зачастую программы обмена шприцев позволяют сфокусировать внимание потребителей наркотиков на собственном здоровье. Второе крупное исследование программ обмена шприцев было проведено в 1994 году по запросу администрации Клинтона. 

 

Исследование осуществлялось Государственным центром по контролю над заболеваемостью, Национальным институтом общественного здравоохранения, Административным комитетом по вопросам злоупотребления наркотиками и психического здоровья, Административным комитетом служб и ресурсов здравоохранения и Административным комитетом по пищевым и лекарственным продуктам. Данное исследование подтвердило выводы, сделанные ранее, и порекомендовало отменить запрет на федеральное финансирование программ обмена шприцев. Эти выводы значительно повлияли на отношение медицинских специалистов и общественности к программам снижения вреда. В настоящее время программы обмена шприцев и снижения вреда от немедицинского употребления наркотиков получают поддержку от администрации все большего количества штатов. Официальную поддержку этим программам выказали Американская медицинская ассоциация, Государственный центр по контролю над заболе- ваемостью, Государственная академия наук, Американская ассоциация юристов, Главное счетное управление, Министерство здравоохранения США. Как бы то ни было, в США до сих пор (лето 2009 года) действует законодательный запрет на федеральное финансирование программ игл и шприцев. Поэтому многочисленные программы, работающие сегодня в США, финансируются из средств городов и штатов (но не из федеральных средств). Однако одним из предвыборных обещаний президента Барака Обамы в области профилактики ВИЧ было снятие данного запрета, и Конгресс США уже ведет работу в этом направлении. 

 

В то время как такой компонент снижения вреда, как программы игл и шприцев, не поль- зовался политической популярностью, активное внедрение программ заместительной терапии началось еще в конце 1960-х годов, и их расширение продолжается до сих пор. Данные программы считаются основным способом лечения людей с наркозависимостью. Сегодня внедрение подхода снижения вреда является основой политики по отношению к наркотикам в большом числе стран, включая Канаду, Австралию, страны Латинской Америки, Евросоюз, страны Восточной Европы и Центральной Азии, Ближнего Востока и т.д. На международном уровне программы признаны наиболее эффективным подходом в решении проблем, связанных с наркотиками, в частности, проблемы ВИЧ-инфекции. Так, летом 2001 года во время Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам ВИЧ/СПИДа была принята декларация, указывающая правительствам государств на необходимость внедрения программ снижения вреда. Программы снижения вреда утверждены и рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения и другими агентствами ООН, включая Управ- ление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), а также Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН) для реализации во всех странах. Эффективность программ доказана многочисленными международными исследованиями. 

 

В настоящий момент 82 страны и территории по всему миру поддерживают профилактическую деятельность, основанную на стратегии снижения вреда, в том числе 71 из них — в национальных директивных документах. В начале 1990-х годов, после разрушения железного занавеса, проблема эпидемий наркомании и ВИЧ-инфекции стала актуальной и для стран Восточной Европы и России. Вспышка ВИЧ-инфекции была отмечена на территории Украины, в некоторых городах России, таких как Калининград, Ростов, Новороссийск и др. Уже к 1999 году к списку этих городов присоединились Москва, Московская и Иркутская области, и распространение ВИЧ, особенно среди людей, употребляющих наркотики инъекционным путем, приобрело характер эпидемии...

 

А. Левин

(полная версия см.https://rylkov-fond.org/ )

Залишились питання?

Залиште свої контактні данні, і ми зв'яжемося з Вами якнайшвидше, щоб відповісти на ваші питання та допогти Вам

2019, "ВОЛНА", Всі права захищені